Мы используем cookies.
Используя сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой использования cookie-файлов. Cookies можно отключить в любой момент в настройках вашего браузера
Выбор офиса обслуживания
Краснодар (ул. Российская 267 Г)
0
на сумму: 0
( 0 товаров )
Перейти в корзину
Корзина пуста.
31.03.2025

Что такое холостой ход и как его настроить

Что такое холостой ход и как его настроить

Что такое холостой ход

Холостой ход (ХХ) — это режим, в котором работает двигатель внутреннего сгорания, когда автомобиль неподвижен, а педаль акселератора не нажата. ХХ необходим, чтобы подготовить ДВС к восприятию нагрузки при добавлении газа. В противном случае мотор будет глохнуть. На первых «самобеглых колясках» выраженного режима ХХ не было только из-за того, что их двигатели с примитивными карбюраторами могли устойчиво работать лишь в очень узком диапазоне оборотов. И все же отказаться от режима ХХ можно. Для этого потребуется раскручивать коленвал ДВС до необходимого количества оборотов с помощью электромотора, как это делается на ряде моделей автомобилей с системой Start/Stop или гибридной силовой установкой.

Датчик холостого хода

Технически режим ХХ реализован с помощью датчика или регулятора холостого хода. При запуске ДВС без нажатия педали газа это устройство, снабженное электромотором, открывает канал в обход закрытой дроссельной заслонки для подачи воздуха, количество которого регулируется клапанным механизмом. Датчик холостого хода отключается, когда водитель нажимает на педаль акселератора, и вновь включается при остановках или стоянке с включенным ДВС.

Расход топлива на холостом ходу

Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом. Бензиновые ДВС в режиме ХХ потребляют примерно от 0,6 до 2,6 л топлива в час. Дизельные — от 0,4 до 4+ л/ч. Ради экономии горючего отключать двигатели при движении под уклон нет никакой необходимости. Во-первых, с 1970-х годов на карбюраторных ДВС используются экономайзеры принудительного холостого хода. Эти устройства, представляющие собой электромагнитный клапан, закрывают отверстие жиклера ХХ карбюратора и тем самым прекращают подачу топлива в цилиндры в режиме торможения двигателем (педаль газа отпущена, но передача включена). На ДВС с электронной системой впрыска та же задача решается временным отключением форсунок. Более того, отключать ДВС в движении крайне небезопасно, поскольку одновременно отключатся вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. Тем более противопоказано на ходу отключать двигатель на машинах с автоматической коробкой передач. Маслонасосы АКП приводятся от коленвала ДВС, и отсутствие принудительной смазки компонентов трансмиссии быстро приведет к ее выходу из строя.


Сколько оборотов должно быть на холостом ходу

Количество оптимальных оборотов двигателя (в действительности его коленвала) на ХХ зависит от конструкции ДВС и определяется компанией-производителем. В любом случае обороты ХХ подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить:

- устойчивость работы ДВС;

- нормальную работу генератора, масляного насоса двигателя и АКП (при наличии), помпы системы охлаждения, кондиционера;

- экономичность.

У прогретого ДВС обороты холостого хода постоянны и в зависимости от двигателя составляют примерно от 600 до 1000 об/мин. Обороты ХХ на моделях с АКП несколько выше, поскольку коробка-«автомат» забирает часть мощности двигателя для корректной работы ее механико-гидравлической системы управления. Временно режим ХХ повышается с помощью соответствующего датчика/регулятора для скорейшего вывода непрогретого ДВС, а также катализаторов в оптимальный температурный режим. По достижении необходимой температуры обороты ХХ снижаются до стандартных значений, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Отклонение от нормы нельзя игнорировать. Слишком низкие обороты ХХ вызывают:

- ускоренное образование нагара на элементах газораспределительного механизма и цилиндро-поршневой группы ДВС;

- снижение эффективности работы маслонасоса, помпы системы охлаждения, кондиционера.

Завышенные обороты ХХ ведут к повышенному расходу топлива.

Плавающие обороты ХХ указывают на целый ряд возможных неисправностей. Среди них:

- загрязнение топливного фильтра;

- износ или засорение инжекторов;

- неисправность свечей зажигания;

- износ топливного насоса;

- загрязнение датчика ХХ;

- загрязнение дроссельной заслонки;

- выход из строя датчика температуры двигателя;

загрязнение клапана системы рециркуляции отработавших газов (EGR).

Как настроить холостой ход

У современных ДВС с электронной системой впрыска топлива режим холостого хода регулируется блоком управления двигателя и изменение числа оборотов ХХ возможно только программными способами.

Карбюраторные ДВС позволяют владельцу автомобиля самостоятельно произвести необходимую настройку. Например, для двигателя ВАЗ-2105 с карбюратором «Озон» алгоритм действий следующий:

1. Прогреть двигатель.

2. Заглушить двигатель.

3. Проверить, утоплена ли до конца рукоятка «подсоса».

4. Снять корпус с воздушным фильтром.

5. Плоской отверткой полностью завернуть имеющиеся на карбюраторе винты регулировки количества и качества рабочей смеси.

6. Вывернуть винт качества на один-два оборота.

7. Вывернуть винт количества на два-три оборота.

8. Вращая в разные стороны винт качества, найти такое его положение, при котором обороты ХХ максимальны.

9. Вращая в разные стороны винт количества, добиться еще больших оборотов ХХ.

10. Вращая в разные стороны винт качества, проверить, являются ли эти обороты максимальными для установленного положения винта количества. Если нет, повторить операции п.п. 8 и 9.

11. При неизменном положении винта количества рабочей смеси завернуть винт качества настолько, чтобы обороты снизились до 850–900 в минуту.

06.06.2025
Показываем на примере Haval Jolion, к чему приводит использование неправильного бензина — многие владельцы допускают подобную ошибку
06.06.2025
26 мая 2023-го я стал владельцем Geely Emgrand в максимальной на тот момент комплектации с вариатором. Пришло время рассказать, что случилось с машиной за год, прошедший с момента подведения промежуточных итогов.
06.06.2025
При длительной эксплуатации даже самые современные аккумуляторы начинают проявлять признаки «усталости».
06.06.2025
Представьте: вы за рулём, солнце садится, из колонок орёт любимая песня, и жизнь кажется идеальной. Жмёте на газ, ожидая бодрого рывка, а машина вместо этого кашляет, как кот, подавившийся шерстью.
02.06.2025
Сенатор Тарас Шевченко выступил с инициативой, которая может больно ударить по кошелькам миллионов российских водителей.
02.06.2025
Если бы Вам предоставили выбор, на каком автомобиле поехать в путешествие через всю страну от края до края, что бы Вы предпочли: новую Тойоту Короллу 1994 года выпуска, или новую Короллу 2025 года?
02.06.2025
Кажется, всё делаю правильно. Не гоняю, в ямы не летаю, торможу заранее, подвеску берегу. Но всё равно: то стук, то скрип, то втулки разболтались, то стойка потекла.
02.06.2025
Лето — это не только шашлыки, дачи и пробки на МКАДе. Это ещё и изменения для автомобилистов, которые начнут действовать уже с 1 июня. Некоторые из них могут показаться мелочью, но если пропустить — можно легко попасть на штраф или внезапно увидеть, как твоя машина уезжает на эвакуаторе. Разбираемся, что изменилось — и почему это важно.
27.05.2025
А теперь поговорим о старых машинах, вроде тех же Renault Logan или LADA. Они нормально работают на 5W40, и ничего страшного не происходит. Почему?
27.05.2025
Технический осмотр автомобиля — один из тех элементов автомобильной инфраструктуры, который вызывает у водителей в России устойчивую амбивалентность.
0
на сумму: 0
( 0 товаров )
Перейти в корзину
Корзина пуста.